Атопический дерматит у животных: причины и лечение

атопический дерматит у кошки язвы у ушной раковины

Проявление атопического дерматита у животных заключается в реакции организма на различные аллергены внешней среды. По статистике стоит на втором месте после аллергии на блох. Первичные признаки заболевания у собак и кошек проявляются в возрасте от 10 месяцев до 3 лет.

Причины возникновения заболевания

Атопический дерматит не является заразным у кошек и собак и не передается от животного к животному, не опасен для человека. Клинически доказано, что это генетическое заболевание, которое провоцируется высокой чувствительностью к внешним аллергенам. Лечить атопический дерматит нужно опираясь на причину возникновения.

В качестве аллергенов могут выступать: пыльца, плесень, пыль, дорожные реагенты и т.п. Любое вещество «витающее» в воздухе может быть фактором-провокатором заболевания и поскольку изолировать животных от их влияния невозможно, то лечение при атопическом дерматите может носить пожизненный характер.

Это интересно. Есть предположение о связи атопического дерматита и периода полового созревания у животных, активизация половых гормонов и клинических признаков заболевания совпадает очень часто. Не подтверждена связь патологии с бронхиальной астмой (бронхитом) у кошек, хотя появление признаков болезней иногда совпадают во времени.

Этиология у собак

Первые признаки чаще регистрируют в период от года до 3 лет, встречается в 10-15% случаев обращения владельцев животных в ветеринарную клинику по поводу изменений кожного покрова.

Частые причины:

• Генетическая предрасположенность.
  • Внешние аллергены (пыльца, пылевые клещи, пыль и т.п.).
  • Неподходящий микроклимат.
  • Хронические заболевания.

Атопический дерматит может присутствовать практически у любого животного, не зависимо от пола. Своевременное обращение к ветеринарному врачу и назначенное лечение поможет избежать осложнений.

Этиология у кошек

Первые признаки патологии регистрируются в период с 9 месяцев до 2 лет. Воспалительная реакция происходит на фоне генерализованной аллергической реакции, основной причиной этого ветеринарные врачи называют генетическую предрасположенность. Атопический дерматит у кошек регистрируется редко, чаще ставится неправильный диагноз – принимают за него блошиный дерматит.

В отличие от атопического дерматита у собак – кошачий «вариант» не имеет специфических проявлений, клинические признаки его размыты, многие симптомы схожи с проявлением болезни Ауески.

В последние годы врачи ВЦ «ДоброВет» фиксируют увеличение случаев обращения владельцев животных с аллергическими заболеваниями.

Причиной этого называют ухудшение экологической обстановки, использования массы химических веществ, большое количество не всегда качественных пищевых добавок в готовых кормах для собак и кошек.

Как проявляется заболевание?

Практически любая аллергическая реакция имеет схожие симптомы:

• Зуд.
  • Расчесы кожных покровов.
  • Краснота.

Ошибочно считать сыпь проявлением атопического дерматита (и аллергии в целом), как правило, это указывает на присоединение вторичной инфекции.

По внешним признакам отличить атопический дерматит у любого вида животного от банальной пищевой аллергии очень сложно. Сезонность проявления – вот то, что может указывать на блошиную аллергию или атопический  дерматит.

У собак на первое место выступают аллергические кожные реакции на укусы блох (блошиный дерматит). Второе место «отдают» крапивнице, сопровождающейся отечностью и сильным зудом.

Контактный вид проявляется при непосредственном соприкосновении кожи с аллергеном, атопический дерматит у собак на лапах и между пальцами – реакция на химические реагенты, устилающие улицы городов.

Пищевая аллергия – непредсказуемое явление, особенно при кормлении животных со стола или кормами промышленного производства.

Симптомы атопического дерматита включают в себя 3 основных признака и 3 дополнительных:

1. Постоянный кожный зуд, чес.
  2. Повреждение кожи на пальцах лап, морде, наличие трещин, присоединение вторичной бактериальной инфекции (нагноения).
  3. Вследствие расчесов появление очаговой лихенификации.

В качестве дополнительных можно отметить: сухость кожных покровов, мгновенная аллергическая реакция, если аллерген установлен, диагностика становится проще. Наличие аллергического отита наружного типа, присутствие на коже признаков стафилококковой инфекции.

Особенности признаков у кошек

Не случайно при описании течения заболевания у кошек упоминание о болезни Ауески. Животное может буквально разгрызать конечности до крови и с сильным повреждением кожи. Такие приступы учащаются по мере прогрессирования атопического дерматита. Сезонность проявления значительно облегчает диагностику, если ваш питомец проявляет беспокойство весной и летом, то можно предположить аллергическую реакцию на пыльцу любого растения.

Круглогодично сохраняющиеся симптомы указывают на присутствие патологического фактора постоянно и здесь владелец кошки должен методично исключать все возможные варианты. Как показывает практика одним из частых, провоцирующий атопический дерматит, факторов становится готовый корм для кошек. Второй по значимости является химический реагент, в последние годы стало модным использовать ароматизаторы для дома, это становится причиной аллергий у животных и человека в том числе.

Типичные симптомы  кошек:

1. Появление алопеций. Волосяной покров по краям очагов облысения не обламываются и не выпадают (не путать с лишаем). Проплешины располагаются на морде, шее, подмышках, животе и паховой области.
  2. Эозинофильная гранулема. Нередко появляются язвы, очаги воспаления и присоединение вторичной бактериальной микрофлоры (участки нагноения).

Особенности диагностики

Диагностировать атопический дерматит очень сложно, поскольку симптомы его нужно отличать от простых аллергий на пищевые продукты, блошиного дерматита, болезни Ауески (у кошек), демодекоза, ушного клеща и пр.

Задача владельца животного дать ветеринарному врачу точную информацию об условиях проживания питомца, характере питания, сведения о родословной и наследственных заболеваниях.

В качестве лабораторных исследований: кровь, моча, кал, соскобы кожи, шерсть. Поведение аллергической пробы вещь дорогостоящая, реагенты к этому анализу не всегда есть в ветеринарной лаборатории. Но если есть возможность установить точную причину атопического дерматита именно с помощью аллергической пробы, то стоит ей воспользоваться. Ее результаты сильно облегчат постановку диагноза и назначение лечения.

Как лечить заболевание?

Лечение атопического дерматита у собак и кошек заключается в изолировании животного от провоцирующего заболевание фактора. В течение всей жизни питомца важно полностью исключать воздействие аллергена. Важно не допустить развитие вторичной инфекции, не давать расчесывать кожу.

Вылечить атопический дерматит невозможно, но можно контролировать его проявление, облегчать состояние питомца с помощью ряда лекарственных средств. Каким именно будет лечение – решает ветеринарный врач исходя из результатов обследования. Важно при первых симптомах болезни обратиться в ветеринарную клинику!

Ветеринарный центр "ДоброВет"

Записаться на прием к врачу-дерматологу Устиновой Ирине Валерьевне можно по круглосуточному телефону 8 (495) 747-50-50

Категория: